Во вторую группу входят работы, раскрывающие взаимодействие ЕС и Украиной. В частности, автор аналитического доклада о специфике нового этапа расширения ЕС пытается ответить на вопрос о том, какими должны быть механизмы компенсации возможных потерь в отдельных сферах сотрудничества, проблемы могут появиться у нашего государства в связи с расширением ЕС .

Следующая группа исследований посвящена изучению проблем европейской политики Украины, эволюции политики Евросоюза в отношении стран Центральной и Восточной Европы, взаимодействия Украины с Евросоюзом, основным этапам формирования внешнеполитических стратегий Чешской Республики. Это диссертационные исследования Т. В.Андрущенко, Н. М.Буренко, В. М.Вакулича, А. Л.Шинкарука, Л. Ю.Кицилы подобное.

средства индивидуальной защиты купить

Ряд научных трудов отечественных исследователей посвящено определению тенденций в области образования Украины и Чехии. В частности, определена основная тенденция в сфере образования Украины (рост спроса на качественное образование, что, в свою очередь, стимулирует совершенствование системы образования) и мировые тенденции сферы образования (изменения основной парадигмы образования (кризис классической модели и системы образования, разработку новых педагогических фундаментальных идей в философии и социологии образования, гуманитарной науке, создание экспериментальных и альтернативных школ), движение отечественных школ и образования в направлении интеграции в мировую культуру; воспроизведения и дальнейшее развитие традиций отечественного образования, развитие социального диалога и социального партнерства, движение от понятия квалификации к понятию компетенции) .

Отдельное место в изучении государственной образовательной политики Чешской Республики занимают периодические издания. Публикации Сети институтов и школ государственного управления стран Центральной и Восточной Европы (The Network of Institutes and Schools of Public Administrations in Central and Eastern Europe — NISPAcee) и документы Программы SIGMA (Support for Improvement and Management in General and Eastern European Countries) позволили ознакомиться анализу образовательной политики, реформами в сфере государственного управления, административной реформой, государственной политикой в странах Центральной и Восточной Европы .

Выделение нерешенных ранее частей общей проблемы. Большинство ученых доказывают, что для Украины является интересным и необходимым изучение опыта чешских реформ системы образования.

Однако приведенные выше работы освещают проблемы реформирования образования, направления дальнейшей деятельности, описывают структуру системы образования, однако целостного освещения проблем формирования и реализации образовательной политики в Чешской Республике, учитывая возможности ее использования в Украине нет. Подавляющее большинство научных исследований, аналитических записок и т. д. направлена на сравнение чешской системы с украинской, но рекомендации по использованию опыта Чехии в Украине не сформулированы. В настоящее время в области науки «Государственное управление» не существует комплексного исследования состояния и тенденций образовательной политики Чехии. Поэтому целью данной статьи является комплексное исследование состояния и тенденций образовательной политики Чехии.

Изложение основного материала. Основным законом, определяющим принципы, на которых базируется образование Чешской Республики, является Конституция . Они изложены в чартер фундаментальных прав и свобод, который является частью Конституции, а именно:

— Забота о детях и их образование — право родителей. Дети имеют право на воспитание и опеку родителей (ст. 32, 4);

— Каждый имеет право на образование. Период обязательного обучения установленный законодательством. Граждане имеют право свободно выбирать образование в младшей и средней школах в зависимости от способностей, также и в сфере высшего образования (ст. 33);

— Граждане, которые принадлежат к национальным меньшинствам, в соответствии со сроками, прописанных в законе, имеют право получить образование на родном языке (ст. 24, 2);

— Каждый имеет право свободно выбирать занятие и профессиональную карьеру (ст. 26, 1);

— Законодательство устанавливает все условия для изучения религии в государственных школах (ст. 16, 3);

— Гарантированная свобода выполнения научных исследований и художественных работ (ст. 15, 2).