Во вторую группу входят работы, раскрывающие взаимодействие ЕС и Украиной. В частности, автор аналитического доклада о специфике нового этапа расширения ЕС пытается ответить на вопрос о том, какими должны быть механизмы компенсации возможных потерь в отдельных сферах сотрудничества, проблемы могут появиться у нашего государства в связи с расширением ЕС .

Следующая группа исследований посвящена изучению проблем европейской политики Украины, эволюции политики Евросоюза в отношении стран Центральной и Восточной Европы, взаимодействия Украины с Евросоюзом, основным этапам формирования внешнеполитических стратегий Чешской Республики. Это диссертационные исследования Т. В.Андрущенко, Н. М.Буренко, В. М.Вакулича, А. Л.Шинкарука, Л. Ю.Кицилы подобное.

квартирный переезд в Самаре

Ряд научных трудов отечественных исследователей посвящено определению тенденций в области образования Украины и Чехии. В частности, определена основная тенденция в сфере образования Украины (рост спроса на качественное образование, что, в свою очередь, стимулирует совершенствование системы образования) и мировые тенденции сферы образования (изменения основной парадигмы образования (кризис классической модели и системы образования, разработку новых педагогических фундаментальных идей в философии и социологии образования, гуманитарной науке, создание экспериментальных и альтернативных школ), движение отечественных школ и образования в направлении интеграции в мировую культуру; воспроизведения и дальнейшее развитие традиций отечественного образования, развитие социального диалога и социального партнерства, движение от понятия квалификации к понятию компетенции) .

Отдельное место в изучении государственной образовательной политики Чешской Республики занимают периодические издания. Публикации Сети институтов и школ государственного управления стран Центральной и Восточной Европы (The Network of Institutes and Schools of Public Administrations in Central and Eastern Europe — NISPAcee) и документы Программы SIGMA (Support for Improvement and Management in General and Eastern European Countries) позволили ознакомиться анализу образовательной политики, реформами в сфере государственного управления, административной реформой, государственной политикой в странах Центральной и Восточной Европы .

Выделение нерешенных ранее частей общей проблемы. Большинство ученых доказывают, что для Украины является интересным и необходимым изучение опыта чешских реформ системы образования.

Однако приведенные выше работы освещают проблемы реформирования образования, направления дальнейшей деятельности, описывают структуру системы образования, однако целостного освещения проблем формирования и реализации образовательной политики в Чешской Республике, учитывая возможности ее использования в Украине нет. Подавляющее большинство научных исследований, аналитических записок и т. д. направлена на сравнение чешской системы с украинской, но рекомендации по использованию опыта Чехии в Украине не сформулированы. В настоящее время в области науки «Государственное управление» не существует комплексного исследования состояния и тенденций образовательной политики Чехии. Поэтому целью данной статьи является комплексное исследование состояния и тенденций образовательной политики Чехии.

Изложение основного материала. Основным законом, определяющим принципы, на которых базируется образование Чешской Республики, является Конституция . Они изложены в чартер фундаментальных прав и свобод, который является частью Конституции, а именно:

— Забота о детях и их образование — право родителей. Дети имеют право на воспитание и опеку родителей (ст. 32, 4);

— Каждый имеет право на образование. Период обязательного обучения установленный законодательством. Граждане имеют право свободно выбирать образование в младшей и средней школах в зависимости от способностей, также и в сфере высшего образования (ст. 33);

— Граждане, которые принадлежат к национальным меньшинствам, в соответствии со сроками, прописанных в законе, имеют право получить образование на родном языке (ст. 24, 2);

— Каждый имеет право свободно выбирать занятие и профессиональную карьеру (ст. 26, 1);

— Законодательство устанавливает все условия для изучения религии в государственных школах (ст. 16, 3);

— Гарантированная свобода выполнения научных исследований и художественных работ (ст. 15, 2).