Самый мероприятие для государства для преодоления информационной асимметрии — это обеспечение необходимой информацией. Осуществление этой задачи возможно двумя способами: самой обеспечивать информацией или создать условия для доставки информации как первичными субъектами рынка (производителями и потребителями), так и третьими субъектами (независимыми организациями). Практически применяются всегда оба эти способа.

Сегодня мы уже имеем примеры информационной политики, информатизации органов государственного управления, государственного регулирования и установления правил и норм информативной жизнедеятельности некоторых западных стран. Этот опыт имеет положительное значение и дает очень интересные и востребованные для нашего государства результаты. Мы должны взять за основу прикладные модели информационной политики этих стран и разработать собственные мероприятия в этом, минуя возможные ошибки и предотвращая препятствиям.

производство перфорированного листа

Итак, содействие государства в регулировании информационным обществом в Украине в самом общем смысле представляет собой весь комплекс мероприятий по формированию в обществе конкурентной среды, развития предпринимательства, ограничения деятельности монополий, защите прав потребителей, создание адекватной рыночной инфраструктуры и так далее. Если попытаться обобщить их в контексте информации, то можно выделить три основные группы мероприятий:

— Административные процедуры, направленные на обеспечение определенного уровня качества, опытности, квалификации работников различных услуг и продавцов товаров: это процедуры стандартизации, регистрации, сертификации, лицензирования и тому подобное;

— Создание и регулирование деятельности государственных институтов информационной инфраструктуры: организация системы правительственной и научно-технической информации, соответственно — порядок аккумулирования различных данных и доступа к ним;

— Регулирование деятельности частных субъектов информационного обеспечения: государственные инвестиции, налоговые льготы, регулирование тарифов естественных монополистов, содействие притоку иностранных и отечественных частных инвестиций и тому подобное.

Мероприятия первого вида защищают интересы потребителей, поскольку при нарушении определенных стандартов или гарантий, когда какая-то важная информация была скрыта от потребителя, государство может требовать полной компенсации ущерба с помощью мер правового регулирования. Большое значение имеет создание общенациональной системы информационного обеспечения, превращение отдельных локальных сегментов информационных систем в единую сеть, что соответствует требованиям современного глобального информационного пространства.

Что касается третьего направления, то эта группа мероприятий непосредственно направлена не только на формирование информационной инфраструктуры (создание современных сетей распространения информации, внедрения современных высокотехнологичных средств передачи и распространения информации), но и на содействие информационному бизнеса, то есть создание благоприятных условий деятельности для субъектов , занятых производством и распространением (покупкой и продажей) информации.

Полноценная интеграция Украины в мировое информационное пространство возможна только через создание необходимой современной хозяйству инфраструктуры, первоочередным условием которой является преодоление отставания отечественной информационной отрасли. Для достижения ощутимых результатов в формировании и развитии рыночных отношений необходимым шагом является создание адекватной информационной инфраструктуры, что возможно только на основе активной и последовательной государственной политики по указанным выше направлениям.

В условиях существования современных информационных сетей решающая роль отводится не столько общему руководству в виде наднациональных контролирующих органов, сколько информационному обеспечению всех структурных узлов сети. Эффективность функционирования сети обеспечивается именно своевременностью и достоверностью нахождения информации для принятия правильного решения. В такой ситуации формируется новая роль государства в создании системы информационного обеспечения. Эта новая роль заключается не в жестком руководстве всей системой и ее структурными звеньями.

Во-первых, это установление стратегических ориентиров развития экономики страны и в соответствии роли информационной системы в этом процессе на основе понимания общей логики и тенденций общественного прогресса.