Ренесансова застройка Язловца была неоднородной — рядом с много украшенными домами располагались скромные и неяркие объекты. Даже при невысокого экономического состояния владелец пытался подчинить дом общей архитектурной стилистике городского пространства. Такие примеры проявились в скромном решении фасадных плоскостей, порталов, ворот, оконных обрамлений (рис. 9-14). Принципиальным для строительства каменных стал сложный рельеф территории Язловца. Уклоны территории вызвали сведения высоких цокольных платформ, конусообразных фундаментов и контрфорсов. Эти строительно-конструктивные основы стали определяющими в жилой застройке города.

К сожалению, в описаниях не обнаружено упоминания о аттикового завершения зданий. Несмотря на это, можно предположить, что в Язловце были ренессансу дома с аттиком. Политико-экономическая роль города в восточной части Европы свидетельствует, что самые яркие достижения эпохи Ренессанса должны были найти свое отражение в пространстве поселения.


интернет магазин запчастей

Художественная школа обработки камня отличала Язловецкого архитектуру из среды ряда городов Восточной Европы. Впервые на уникальность резных каменных порталов обращает внимание Ю. Ґлоґовський, изображающего зажиточного Язловецкого мещанина на фоне здания с заакцентованим входным порталом75. В конце XIX века активизируется интерес архитектурной и художественным наследием Язловца. Бомбардировочная Троща 1916 уничтожила 90 процентов памьяткових объектов. После Первой мировой войны город почти не восстанавливается.

За аварийного состояния жилой застройки Язловца старые каменные частично разобрали.

Резные каменные порталы сегодня сохранились в повирменський церкви св. Николая, в приходском костеле, который стоит развалиной, и в Язловецкого замка.

Анализ собранного материала позволил установить, что в Язловецкого резных каменных порталах присутствуют два композиционные вариянти. Первый — изысканный, сложный, заполнен огромным количеством орнаментики, с использованием ордерной системы. Такого типа решения порталов были в замке, армянской церкви и монастырской часовни, в синагоге и каменные Сеферович, возможно, в утраченных памятниках — церкви пр. Ильи, приходском костеле Марии Магдалены, Золотой каменные. Из среды приведенных примеров первого варианте необходимо отметить, что порталы входа в синагогу и Сеферивськои каменные принадлежали одному автору. Порталы армянской церкви и часовни — другому. Вероятно, в Язловце было несколько мастеров, которые имели свои мастерские и, соответственно, отличались в стиле каменной резьбы. Второй вариянт композиционного решения наиболее типичный для Язловца. Его основные признаки — периметральное использование стилизованного цветка в зеркале.

Наиболее украшенным акцентом сооружения был портал входа. Композиция портала состояла не только из орнаментальной части, но и с текстовых надписей. К сожалению, не известно об их содержании — возможно, это были цитаты из Священного писания (такие надписи еще сохранились во Львове: ул. Русская, 4 и 10, ул. Леси Украинский, 16). Внутренне домовые порталы имели профилирования, акцентированные ушками углы, с развитым антаблементом. Таким же образом формировались оконные обрамления (рис. 15). Вероятно, один из оконных обрамлений было перенесено в соседний Бучач и встроено в так называемый источник Яна III Собеского. Плотно декорировались фантастическими персонажами кронштейны балконов (рис. 16-17). Изысканная каменная резьба, наверное, украшала также интерьеры, межоконных колонны, фасадные фронтоны и аттики.

Язловецкого резчики проявили свое мастерство не только в декорировании сооружений, но и в украшении надгробных памятников. До сих сохранилось несколько мацеб XVII века на еврейском кладбище. Также с уверенностью можно утверждать, что эстетически уникальными были потеряны армянские «пирамидальные памятники», украинские и польские надгробные кресты.

Итак, с середины XVI до конца XVII века в городе существовала уникальная резчиков школа, имела огромное влияние на формирование феномена архитектурной среды Язловца.

Функционирование Язловца как ренессансного города является феноменом для пространства Восточной Европы. После завершения экономического и промышленного господства Язловецкого «метрополия» еще в течение многих лет показывала образец архитектурной совершенства окружающей городам. Попытки краткого определения урбанистически архитектурного феномена Язловца, изложенные в статье, требуют большей детализации. Именно поэтому актуальным является продолжение Язловецкого студий и не только из архитектурных, но и с искусствоведческих, культурологических, антропологических и социологических аспектов, поскольку благодаря этому городу сформировались другие исторические поселения.