Основная цель деятельности органов налоговой службы — обеспечить гарантированное, стабильное поступление налоговых платежей в полном объеме, в соответствии с действующим законодательством, в бюджеты всех уровней и тем самым предоставить государству возможность влиять через соответствующие органы власти на все стороны социально-экономического развития общества. В частности, оптимизировать налоговую нагрузку как в целом на экономику, так и на отдельные ее отрасли и субъекты хозяйствования, формировать новую эффективную финансово-кредитную систему, которая направляет инвестиционные фонды и коммерческие банки на проведение активной инновационно-инвестиционной политики, контролировать льготные процессы в налогообложении и тому подобное.


Låssmed

Плательщики налога в соответствии с налоговым законодательством должны зарегистрироваться в налоговых органах, в установленном порядке вести учет своих объектов налогообложения (доход, имущество, расходы), подавать налоговые декларации и расчеты, платить налоги и сборы. Стремясь получить максимально возможные прибыли, налогоплательщики ищут различные стратегии по уменьшению налоговой нагрузки, а именно:

— Ведут предпринимательскую деятельность без регистрации в налоговых органах;

— Нарушают правила учета объектов налогообложения;

— Не соблюдаются сроки представления налоговых деклараций, расчетов и уплаты налогов;

— Ищут способы минимизации своих расходов на уплату налогов, сборов и обязательных платежей в бюджет за счет уплаты взяток и тому подобное.

Контрольно-проверочная работа является важной составляющей деятельности органов государственной налоговой службы. Организация и проведение проверок субъектов предпринимательской деятельности — это один из способов обеспечения налоговых поступлений и поддержки среди плательщиков высокого уровня налоговой дисциплины. Широкое освещение ее результатов способствует предупреждению возникновения нарушений налогового законодательства. Начиная с 1998 года, после введения в действие Указа Президента Украины «О некоторых мерах по дерегулированию предпринимательской деятельности» , ежегодно в соответствии с «Порядком координации проведения плановых выездных проверок финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательской деятельности контролирующими органами» состоит Национальный план проверок.

При формировании плана проверок по каждому налогоплательщику принимаются решения, определяющие стратегию поведения налоговых инспекторов:

— Проводить проверку плательщика (стратегия 1о);

— Не проводить проверку плательщика (стратегия I 2).

Налогоплательщик также имеет свои стратегии:

— Уплатить налоги в соответствии с действующим законодательством (стратегия Р1);

— Уклониться от уплатить налоги (стратегия Р2).

То есть ситуация, которая сложилась в сфере налогообложения, принадлежит к конфликтным, поскольку есть три основных ее составляющих:

1) заинтересованные стороны (государство в лице органов государственной налоговой службы и плательщиков налогов);

2) интересы сторон (наполнение бюджета за счет налоговых поступлений и получения максимально возможных доходов от предпринимательской деятельности);

3) возможные действия этих сторон (применение различных способов и средств для достижения поставленных целей).

Итак, различие интересов сторон (противников или партнеров), стремление каждого из них найти оптимальное решение, то есть лучше среди возможных и достичь определенных преимуществ объясняют возникновение конфликтных ситуаций. При этом каждый из участников должен руководствоваться не только собственными целями, но и учитывать интересы партнера, поскольку ход событий зависит от решений, которые принимает каждая из сторон. При этом ни одна из них не знает, какое решение примет противоположная сторона и поэтому действует в условиях неопределенности.

Проведенный анализ литературы показал, что для поддержки принятия решений при администрировании налогов возможно применение методов корреляционно-регрессионного анализа, кластерного анализа, метода построения деревьев-решений , классических коэффициентов эластичности и динамичности налогов , факторного анализа, дискриминантного анализа, нелинейных динамических моделей , методологии функции полезности , вероятностно-автоматного моделирования , имитационного моделирования , технологии оперативной аналитической обработки данных (On-Line Analitical Processing — OLAP), нейросетевые технологии и т.

Необходимо также отметить, что на центральном уровне налоговой службы функционируют аналитические информационные системы «Отрасль» и «Льготы». Это мощные средства поддержки принятия решений по реализации налоговой политики в Украине. Главная цель создания этих систем заключается в проведении автоматизированного количественного, сравнительного и структурного анализа мобилизации средств в бюджет. Анализ выполняется в разрезе отраслей и видов экономической деятельности, территориальной принадлежности, организационно-правовой формы, видов налогов и тому подобное. Определяются также реальные объемы потерь бюджета в случае предоставления налоговых льгот и влияния изменений налогового законодательства на уровень налоговых поступлений в бюджет и тому подобное. Эти системы функционируют на основе использования информации реестров налогоплательщиков — юридических и физических лиц — баз данных о начисленных, доначисленные суммы налогов, суммы оплаты, начисленной и уплаченной пени, реструктуризированные суммы налогов и т. д., а также общегосударственной нормативно-справочной информации .

Итак, в настоящее время существуют мощные средства и методы поддержки принятия решений при администрировании налогов. Вместе с тем, существует возможность формализовать процесс принятия решений по отбору объектов для проведения документальных проверок с помощью теории матричных игр. В этой статье предлагается использование матричных игр по определению оптимальных решений при формировании плана проверок.