Опыт показывает, что кадровая политика как сложное, комплексное явление может успешно реализовываться через механизм нормативно-правового, организационного, научно-информационного и учебно-методического обеспечения . Поэтому рассмотрим какие инструменты применяются в деятельности Макеевского городского совета.

Так, например, механизм нормативно-правового обеспечения кадровой политики предлагает создание единого правового поля работы с кадрами, оказывает кадровой работе системности, стабильности, определенной унифицированности, становится фактором формирования профессиональной однородности и устойчивого состава государственных служащих. Так, еще в начале июля 2004 руководителям всех исполнительных органов совета были даны поручения по пересмотру правовой базы Положения об отделах и управления на предмет очистки их от ненормативных функций, оставшиеся из прошлого и переписывались из года в год и включения функций, вытекающих из связи с принятием новых нормативных документов, в т. ч. и ведомственных. Исходя из этого, по исполнительным органам совета было введено в оборот более 600 нормативных документов исполнительной власти и местного самоуправления, в т. ч. имеющих непосредственное отношение к функциям каждого из отделов, управлений совета и исполкома — от 15 до 141 документов. Были четко определены основные направления работы каждого отдела и управления.

Среди программ, которые были утверждены Макеевским городским советом по кадровому обеспечению, внимания заслуживают следующие: «Программа совершенствования сети учебных заведений г... Макеевка на 2003 — 2008 годы», «Программа молодежь Макеевки на 2003 — 2008 годы», "Программа развития местного самоуправления «Взаимодействие органов местного самоуправления», «Программа совершенствования системы подготовки кадров для обеспечения экономического роста города Макеевка».

В частности, с целью усовершенствования кадрового потенциала самоуправления города и создание действенного кадрового резерва, основываясь на законах Украины «О государственной службе» и «О местном самоуправлении в Украине» городской совет утвердил целевую программу «Кадры Макеевки» и включил расходы на ее реализацию в бюджет. Программа была разработана с целью укрепления кадрового потенциала органов местного самоуправления, создание дееспособного кадрового резерва и утверждено решением Макеевского городского совета от 14.11.2002 № 7/2.

Кадровая программа определила основные стратегические цели, первоочередные задачи для усовершенствования форм и методов профессионального обучения, повышения образовательного уровня должностных лиц местного самоуправления, меры по выполнению этих задач, продолжительность выполнения, ответственных за проведение соответствующей работы. Надо отметить, что указанные задачи и меры не являются статическими; предполагается совершенствование и корректировка самих задач с учетом требований времени, потребностей организации, в которой осуществляется программа. Итоги выполнения программы ежегодно анализируются и выносятся на рассмотрение городского совета и его исполкома.

По цикла лекций по проблемам «Организационно-методические основы управления программным развитием городов, районов и регионов» и «Методологии коллективной разработки региональных проектов и программ развития», то цель их введения состоит в ознакомлении слушателей с принципиально новой областью знаний:

региональным проектно-программным развитием жизнедеятельности территориальных общин;

методологии и практикой создания региональных программ;

системой подготовки стратегически направленных управленческих команд уникальной компетентности.

Альтернативные варианты подхода к определению механизма и его компонентов. В частности, в изложенном выше материале нашли отражение проблемы блокировки негативных и стимулирование позитивных тенденций в работе с кадрами, повышение престижности труда работников аппарата управления, их социальной защищенности, вопросы саморазвития, самовоспитания.

Поскольку одной из главных целей определено кадровое обеспечение деятельности всех отделов и управлений горисполкома, то было проведено в мониторинг и анализ работы с кадрами по разным направлениям. Вместе с омоложением состава должностных лиц исполнительных органов городского совета, для обеспечения готовности к качественному выполнению служащими своих обязанностей на новой должности распространена практика стажировку на должностях высших категорий как отдельный вид повышения квалификации. В последнее время стала эффективной практика привлечения к работе молодых специалистов-волонтеров. Волонтерами работают выпускники высших учебных заведений, которые имеют полное высшее и базовое образование, студенты 4-5 курсов, обучающихся по заочной и очно-заочной формам, но еще не имеют практического опыта работы, молодые специалисты.

Так в структурных подразделениях исполнительных органов городского совета работали волонтерами, а затем участвовали в конкурсе на замещение вакантных должностей 70 человек и все в возрасте до 35 лет. Из них назначены на должности — 57. Проведенные конкурсы показали, что волонтеры имеют более высокий уровень знаний и подготовку к работе на должностях, на которых они прошли стажировку.

Следует отметить, что основная задача программы — обучение, переподготовка должностных лиц с целью повышения их квалификационного уровня. Для этой работы привлекаются как внешние организации так и собственные специалисты. В частности, продолжается сотрудничество с Центром переподготовки и повышения квалификации работников органов государственной власти, органов местного самоуправления, руководителей государственных предприятий, учреждений и организаций Донецкой облгосадминистрации. Плодотворным также сотрудничество с Восточно региональным учебным центром.

Качественно новым этапом в совершенствовании кадровой работы стал процесс разработки и внедрения системы управления качеством. Одними из основных пунктов политики в области качества Макеевского городского совета определены совершенствование всех аспектов кадровой политики и отбор квалифицированных работников. Разработана методика управления персоналом, которая определяет порядок и правила приема на работу, который удовлетворяет потребности в квалифицированных кадрах, обеспечивает их непрерывное обучение, проведения стажировки кадров на должностях должностных лиц, работу по созданию кадрового резерва для занятия должностей и продвижение по службе, порядок проведения ежегодной оценки, аттестации и порядок увольнения работников с соблюдением всех правил и норм законодательства.

Масштабы и сложность новых задач кадровой политики в сфере местного самоуправления требуют ускоренного формирования и обновления управленческой элиты, привлечение в органы местного самоуправления энергичных, компетентных и инициативных кадров новой генерации. Это обусловило введение проекта «Программы совершенствования системы подготовки кадров для обеспечения экономического роста м. Макеевки», который разработан по направлению «Развитие эффективных механизмов управления», и направлен на совершенствование и развитие инновационных форм и методов работы с кадрами в системе городского самоуправления с целью повышения эффективности выполнения функций должностными лицами исполнительных органов городского совета, депутатами городского совета, руководителями предприятий коммунальной и других форм собственности, председателями комитетов самоорганизации населения города.

Цель проекта — создать отсутствует в системе подготовки кадров механизм формирования молодых специалистов нового поколения, обладающих техникой командной работы и способных выбирать стратегии развития городских комплексов и других сфер экономики города, исходя из предварительно разработанного желание будущего региона.

Команды с программами развития города формируются одновременно для 7 главных городских комплексов (экономического, социального, жилищно-коммунального, потребительского рынка, инженерной инфраструктуры, культуры и архитектуры, административно-управленческого), что позволяет привлечь к этому процессу широкие массы общественности: штатных работников исполнительных органов городского совета, кадровый резерв, молодых специалистов, старшеклассников и студентов, как будущий потенциал, как главных носителей картины будущего города. Формирование видения будущего региона разно-отраслевыми командами производится с помощью корпоративных тренингов.

Основанием для определения именно этих целевых групп стала уверенность в том, что именно молодежь является сегодня носителем главных требований к будущему своего города и без нее это видения не разработать. Кроме того, никто активней молодежь, не будем стремиться воплотить его в жизнь в сжатые сроки. Однако, видение будущего не создать без разработки видение реальной модели жизнедеятельности города с помощью ныне работающих специалистов. Разумное сочетание активной части населения двух поколений позволит нам иметь согласие в обществе при разработке программ развития города или его отраслей.

Участие в коллективной одновременной разработке программ развития основных отраслевых комплексов города дает возможность:

во-первых, штатным работникам исполнительных органов городского совета повысить свой профессиональный уровень;

во-вторых, кандидатам на занятие вакантных должностей получить такую представление о устройство, принципы жизнедеятельности города и корпоративную культуру горисполкома, которую самостоятельно может сформировать только через 3-5 лет работы.

В процессе реализации проекта предусмотрен ряд мероприятий:

создание городского проектно-методологического площадки для подготовки команд специалистов по программам повышения социально-экономической эффективности отраслевых городских комплексов;

подготовка первой генерации многоцелевых команд специалистов по программам развития отраслевых комплексов города

расширение системы конкурсного отбора претендентов на вакантные должности из состава команд с программами развития города;

ведение проектно-методологического площадке в городскую систему подготовки кадров и программ развития города;

разработка системы показателей, которые ориентируют целевые группы на разработку проектов и формирования команд, которые обеспечат ежегодный 10% прирост показателей экономической деятельности города;

обоснование необходимости дополнения системы подготовки кадров подсистемой саморазвития в виде Центра развития города.