Маркс соединил свои идеи первичности экономических механизмов и истории как прогрессивного противоречия в доктрину диалектического материализма. По этой доктрине, каждое общество-возьмем средневековую Европу-основывается на определенной экономической системе, такие как феодальное землевладение (Маноре-альное сельское хозяйство). Политическая структура вроде феодализма и философско-религиозная структура наподобие средневекового католицизма растут в гармонии с экономической базой. Существуют три социоэкономические класса: дворяне-землевладельцы, духовенство и крепостные. Эта экономическая система успешно удовлетворяет материальные потребности людей. Но на самом деле слишком успешно, чтобы система оставалась стабильной.


Алевтина Черникова

Увеличение производительной способности манориальных системы позволяет отдельным людям оставить сельское хозяйство и стать купцами или ремесленниками. Другие имеют достаточно времени, чтобы делать полезные для экономики открытия и усовершенствования. Со временем технические средства производства и другие экономические механизмы меняются. Местная экономическая самодостаточность уменьшается, а торговля растет. Сначала ремесленные гильдии, а дальше фабричные рабочие продолжают производство вместо крепостных ремесленников. Начинает расти новый социоэкономический класс, его составляли лавочники, владельцы и управляющие фабрик и купцы. А тем временем политическую власть сохраняет сгаромодна аристократия с ее правом наследования землевладения. Религиозные законы проявляют все большую несоответствие экономической системе. Например, доктрины, направленные против ростовщичества и защиту чистых цен, устаревают. Наконец, положение экономической системы и положение реальной власти меняются настолько, что новый класс-буржуазия — становится способным вырвать власть из рук землевладельцев. Это делается через насильственную революцию, новые законы или влияние на монарха. Они меняют также религиозный кодекс, в частности, из-за замены католицизма протестантизмом.

Итак, на смену феодализму приходит капитализм. Далее, благодаря своей внутренней природе капитализм, управляемый буржуазией, невольно способствует замене самого себя. Капитализм сплачивает трудовой пролетариат и вызывает в нем чувство единства, порожденное нищетой и эксплуатацией. Классовый конфликт между пролетариатом и буржуазией обостряется благодаря каждый раз благоприятным для победы пролетариата условиям. Политическая надстройка управления находится в руках буржуазии, использует ее для увековечения своей власти. Однако эта надстройка не в состоянии отразить главную экономическую реальность-слабость буржуазии и силу пролетариата. Религия служит средством запугивания рабочих, оправдание их эксплуатации и затуманивание их мечтой о небесах ради того, чтобы они принимали нищенскую земную жизнь. Но фальшь религии становится все более очевидной.

Насгае, наконец, время, когда рабочие сбрасывают буржуазное правительство, захватывают средства производства, ликвидируют частную собственность и основывают социалистическое государство под властью диктатуры пролетариата. Соответственно экономическая система заменяется на социалистическую. Далее, поскольку все в обществе является следствием экономических изменений, оно в конце концов становится коммунистическим-без правительства, нищеты, конфликтов и классов ".