Фундаментальным трудом, что помогает ознакомиться с состоянием и перспективами образовательной политики, является «Национальная программа развития образования в Чешской Республике», утвержденная Министерством образования, молодежи и физической культуры в 2002г. . Этот документ создан в результате анализа и оценки чешской системы образования, проведенных за последние пять лет отечественными и зарубежными специалистами. Целью Национальной программы развития образования является утверждение образования приоритетной отраслью социально-экономического развития Чешской Республики, чтобы она влияла на общество и стала критерием оценки человеческих способностей и их жизненных достижений.

В Программе определены три главных сектора образования:

1) дошкольное, начальное, среднее (от 3 до 15 лет);

2) учебные заведения терциарного уровня (то есть профессиональные и высшие учебные заведения) — распространяется на систему образования лиц, которые уже получили аттестат зрелости и проходят послешкольного специальное обучение и прочие краткосрочные формы обучения;

3) образование взрослых. В документе указано, что на сегодня наименее сформированным сектором является образование взрослых.

ошибка p0420, низкая эффективность катализатора

В Программе изложены проблемы трех главных секторов образования, дан ряд рекомендаций, которые были бы директивами для будущих усилий политиков. В частности, в региональной системе образования определены общие проблемные вопросы: 1) проблематика определения целей и содержания образования; 2) вопрос о систематическом и регулярное оценивания качества образования; 3) наблюдение за процессами преобразования, происходящие внутри школ на принципах самоуправления; 4) профессиональная деятельность и положение педагогов как главных носителей преобразований в образовании.

В Программе определены понятие «образование», описана образовательная система Чешской Республики. Образование раскрывается как явление общественное, что существенно может способствовать мобильности в обществе, выровнять жизненные возможности, ограничить вытеснение на край общества групп людей, находящихся в невыгодном положении, и тем способствовать стабилизации. Программа определяет принципы демократической образовательной политики, основные принципы управления образованием.

Программа также определяет основные стратегические направления развития образования в Чешской Республике, предусматривает основные цели, принципы и намерения, над которыми должны работать государственные структуры и учреждения самоуправления, отдельные школы и педагоги и тому подобное.

Итак, в Национальной программе развития образования в Чешской Республике осуществлен анализ и оценку чешской системы образования. Документ выражает намерения правительства в области образования и сообщает о законодательных и организационных мерах, вытекающих из них, а также о программе развития . Анализ и изучение Программы дают возможность ознакомиться с основным видением правительства по формированию новой системы образования. Сопоставление направлений Программы и исследованного состояния образовательной политики позволит определить тенденции образовательной политики Чехии.

Общее представление о системе образования в Чешской Республике дополняет «Краткое изложение сведений из системы образования в Европе (Чехия)» . В нем указано, что с 1 января 2003 чешский система образования начала работать на основе новых правил, которые были установлены в процессе реформирования государственного управления. Отмечен высокий уровень автономии в регионах.

Определены конкретные вопросы, которые решает Министерство образования, молодежи и физической культуры:

— Определение концептуальных положений и развития системы образования;

— Установление образовательных стандартов;

— Одобрение документов;

— Определение заработной платы учителей;

— Назначение на должность директоров региональных образовательных департаментов;

— Организация педагогических центров и содержание детских домов .

Этот документ определяет роль регионов, общественных организаций в управлении образованием.

В соответствии с этим каждое учебное заведение имеет свой счет и право собственной инициативе. Университет имеет автономию в образовательной политике и хозяйственной деятельности. Служащие Министерства только контролируют хозяйственное состояние помещений и ведут учет учеников. Автор кратко знакомит с «Белой книгой». Это документ, который указывает на направление движения и на те важные объекты, которые должны появиться, если указанный вектор получит общественное признание. «Белая книга» — не педагогический документ. В ней отсутствует описание содержания образования, форм его трансляции, нет представления всей системы чешского образования и модели управления ею.