Административно-территориальное устройство — это законодательно закрепленная система разделения государства на территориальные образования, в соответствии с которыми осуществляется организация и функционирование органов государственной власти и местного самоуправления. Особенностью административно-территориального устройства Украины есть политические региональные различия в принципах его создания, что связано с тем, что эти отдельные регионы были в течение недавней истории включены в административных систем разных стран. Очевидно, что реформирование административно-территориального устройства должно базироваться на определенных принципах, которые способствуют улучшению стандартов жизни, приближают предоставления определенных услуг населению, способствуют развитию местного самоуправления .


Трансфер Иваново

Согласно проекту Закона Украины «О территориальном устройстве», реформирования территориального устройства должно осуществляться «снизу вверх», то есть превращение происходить на уровне общин и районов. При этом следует отметить, что, акцентируя внимание на проводимые реформы, незаурядная внимание должно быть уделено анализу сложившейся ситуации в тех территориальных образованиях, которые в своем большинстве расположены в сельской местности.

Анализ исследования проблемы. Исследование социально-экономического положения отдельных территорий нашли отражение в трудах А. Г. Топчиева, Д. М. Стеченко, Л. Монастырского, М. М. Миколайчука и других. Каждый из этих авторов обращал внимание на использование различных методик при проведении научных исследований и выбирал объектом исследования различных поселенческие образования — районы, города, села и тому подобное.

Целью этой статьи является проведение сравнительного анализа социально-экономического положения сельских населенных пунктов южных регионов Украины на базе существующей статистической информации. Учитывая тот факт, что эта информация не является сконцентрированной в одном сборнике, анализ и обобщение этих данных позволит проследить состояние и динамику развития сельских населенных пунктов южных регионов Украины и определить уровень жизни населения по определенным признакам.

Официальным источником данных для анализа сегодня статистические сборники, которые готовятся территориальными подразделениями Государственного комитета статистики Украины. Одним из инструментов для разработки государственной политики, направленной на формирование полноценных жизненных условий в сельской местности, являются статистические наблюдения за социально-экономическим положением сельских населенных пунктов. Эти наблюдения основаны с 1996 года с периодичностью один раз в пять лет, содержат определенный набор показателей и дают возможность проследить динамику изменений. Наряду с этим, во время написания статьи были использованы материалы выборочного тематического обследования условий жизни домохозяйств южных регионов. Следует также отметить, что схема экономического районирования была разработана Советом по изучению производительных сил Украины, и, согласно ей, в Украине выделяют 8 экономических районов. Южные регионы (Одесская, Николаевская, Херсонская области, АР Крым и г... Севастополь) входят в Причерноморского экономического района. В связи с отсутствием у автора статистического сборника по АР Крым, объектами исследования выступали Одесская, Николаевская и Херсонская области.

При обследовании было проанализировано демографическую ситуацию, занятость населения, состояние сельского хозяйства, условия жизни жителей и состояние социальной сферы. Понятно, что географические, политические и экономические различия анализируемых южных регионов привели разные условия развития соответствующих секторов в каждом из них. Как отмечает А. Г. Топчиев: "Такие города как Харьков, Донецк, Днепропетровск, Одесса, Львов очевидно не просто областными городами, а настоящими центрами регионов. Они притягивают к себе различные потоки населения, товаров и услуг, и сами оказывают различные услуги населению не только своих областей, но и соседних. ... И в настоящее время бросается в глаза очевидная неравенство Харькова и Сум, Одессы и Херсона, которые должны вместе с тем один и тот же статус центров областей ".

По данным обследования, в 2005 году в Одесской области насчитывалось 1136 сельских населенных пунктов, в Николаевской области — 889, а в Херсонской — 658. Управление этими территориями осуществляет в соответствии 438, 287 и 255 сельских советов. В то же время, созданная за годы независимости Украины система территориальной организации власти продемонстрировала несостоятельность в условиях рыночной экономики результативно и эффективно влиять на процессы социально-экономического и культурного развития территорий, обеспечить качественный уровень предоставления общественных услуг населению, о чем свидетельствуют приведенные ниже данные.