Принцип единства централизованных и децентрализованных начал в реализации социальной политики.

Реализация этого принципа означает децентрализацию и «разгосударствления» социальной политики, перераспределение полномочий в ее осуществлении между центром и регионами в пользу последних с целью обеспечения эффективного и оптимального функционирования такой политики как основного способа, инструмента регулирования процессов развития социального бытия.

Оптимизация содержания, способов и форм реализации социальной политики возможно на основе создания новой модели социальной политики, ее всесторонней демократизации, которая бы объединяла целостность с разнообразием. Тенденции целостности и разнообразия должны сочетаться на основе смещения акцентов в осуществлении социальной политики, прежде всего в создании условий для усиления социальной безопасности человека, обеспечение его социальной защиты, на местные и региональные органы власти и управления.
светодиодный светильник street ш
Такие органы способны эффективно реализовывать большинство задач социальной политики, поскольку могут в этом процессе учитывать различные конкретные социально-экономические особенности, культурно-исторические традиции региона, местности. Указанное делает социальную политику более гибкой, динамичной, адекватной потребностям общественной жизни, общественного бытия. Децентрализация в социальной политике не только не снизит эффективность ее реализации, но и усилит ее как целостную систему, позволив каждому субъекту, элемента его структуры на том или ином вертикальном или горизонтальном уровне сосредоточиться на решении своих задач.

В основу новой философии реализации социальной политики в ее централизованном и децентрализованном измерении должен быть положен взвешенный, постепенный, но решительный переход такой политики от однов-мерности или однообразия в многомерности и разнообразия. Социальная политика отражает общественное бытие, процессы развития социума, которые сами по себе многогранные, многомерные. Следовательно, и социальная политика, осуществляемая на научных принципах, должно быть многомерной и многоуровневой, с различными направлениями, социальными мерами, которые отличаются как содержанием, так и формой осуществления (а не сводиться лишь к социальной защите, хотя он и важен, особенно для Украина на современном этапе). Поэтому реформирования социальной политики предусматривает создание условий для обогащения как социального бытия, особенно в его региональном измерении, так и содержания и направлений осуществления социальной политики, сочетание в процессе ее осуществления централизованных и децентрализованных начал. Любое упрощение социальной политики, любая ее унификация, сведение к одномерности, однообразия НЕ обогащает, а обедняет социальную политику, лишает ее гибкости, альтернативности развития как важной основы ее стабильности. В то же время многомерность социальной политики предполагает формирование и осуществление ее общих принципов, единой философии в масштабах страны.

Новая философия централизации социальной политики должно основываться не на реанимации централизма прошлых десятилетий, не в воспроизведении структуры централизации советских времен, а на реформировании содержания и форм такой централизации на основе диалектического сочетания государственного управления и регионального самоуправления в осуществлении социальной политики, оптимальной взаимосвязи регулирования и саморегулирования в развитии процессов социального бытия. Указанное предусматривает гибкий, постепенный переход от управления социальным развитием только по вертикали к одновременному управления по горизонтали, где оба вида управленческой деятельности органично сочетались бы, взаимодополнялись, проникая друг в друга, и, развиваясь, обогащались.

В основу централизованного управления как инструмента осуществления социальной политики должна быть положена такая управленческая деятельность, исключать единоличное, одностороннее принятие тех или иных государственных решений в сфере социального развития лишь на вершине государственной пирамиды, механическое увеличение количества уровней в структуре управленческой иерархии. Новая философия централизованного управления как средства осуществления социальной политики должно основываться на системе разновидностей управленческих решений в сфере социального бытия, принимаемые различными субъектами социальной политики на всех уровнях управленческой иерархии, включая ниже; в ее основе должен быть полная самостоятельность таких субъектов, что является необходимым условием процессов дифференциации социальной политики, органического сочетания централизованных и децентрализованных начал в ее осуществлении.