Считается, что при капитализме люди фирмы в большинстве случаев принимают экономические решения на основании цен, ценовых соотношений и изменения цен. Функция цен состоит в обеспечении работы механизма координации для миллионов децентрализованных частных заведений производства и распределения. Цены, царящие на рынке, определяют качество и разнообразие товаров и услуг, которые будут производиться, и то, как их распределять. Изменение цен служит регулятором количества товаров и услуг, предназначенных для рынка.

Ценовой механизм. Именно благодаря механизму цен ограниченные ресурсы используются на различные нужды. Взаимодействие между системой цен и поиском прибыли способствует поддержанию приемлемого уровня экономических ошибок. Прибыль, зависит от цены товара и затрат на его выработку, показывает производителям, что люди покупают. Отрасль, продукция которой диктует высокие цены относительно затрат, притягивает производителей, зато низкие цены относительно затрат сдерживают производство, отталкивая производителей.

Формирование цены. Спрос и предложение в свободной рыночной экономике определяют цену, по которой покупается или продается товар. Спрос создает потребитель, изъявляет желание приобрести товар, выраженное через готовность заплатить за него деньги на рынке. Рыночный спрос это сумма спросов всех особных потребителей на отдельные товар или услугу: чем выше цепа, тем меньше количество их пользуется спросом, и наоборот.

Предложение исходит от производителя — это количество товара или услуги, которую он готов предложить любой определенную цену. Рыночное предложение является суммой всех предложений, которые могут предложить на рынке отдельные производители за все возможные цены на протяжении определенного периода. Существует прямая зависимость между рыночным предложением и ценой: чем выше цена, тем больше есть предложение товаров или услуг, которые могут поставить.

Взаимодействие спроса и предложения определяет цену товара или услуги па рынке. Равновесная цена это цена, при которой количество, что на нее есть спрос, уравнивается с тем, что предлагается. Это именно та цена, которая оздоравливает рынок. По любой цене, превышающей равновесную, предложение превышает спрос, и цена должна падать. При цене, ниже равновесной, спрос превышает предложение, и цепа должна расти. В представленном примере равновесная цепа составляет 3 доллара за 1 фунт:

Силы спроса и предложения, действуя через ценовой механизм, могут подавать эффективные сигналы рынку. Например, увеличение спроса означает, что покупатели будут готовы приобрести больше, чем до сих пор, в произвольной цене. Следствием увеличения спроса при сохранении предложения был бы рост цены. Увеличена цена побуждала бы производителей предлагать больше, то есть количество выросло бы тоже. Уменьшение спроса должно обратный вплив. Навпакы, следствием роста предложения при сохранении спроса было бы снижение цены. Низкая цена привела бы к увеличению количества купленных товаров или услуг. Уменьшение предложения должно обратное действие: потребители вынуждены платить больше за меньшую.